Старинные технологии отделки (окраски) дерева в настоящее время, к сожалению, практически не используются в современном производстве дверей, мебели и интерьера из массива. Связано это не только с утерянными рецептурами и отсутствием подробного описания стадий процесса, но и с тем, что старинные технологи, большей частью, затратны не только по времени, но и по количеству использования ручного труда.
Но, в очень редких исключениях, при изготовлении штучных эксклюзивных изделий, дополняющих антикварный интерьер, используются некоторые старинные технологии отделки изделий из массива.
Среди них основным, конечно же, является отделка дерева травлением. Например, наложение тени методом обугливания было общеупотребительным уже до применения окрашивающих протрав. Как правило, это производилось следующим образом. Мелкий песок нагревался в медном или железном ящике над раскаленными углями, и образец дерева на короткое время погружался в песок, пока он не становился коричневым. При некотором опыте можно нанести на дерево тени и свет.
С целью полного окрашивания дерева применяли различные протравы, которые обеспечивали имитацию дорогостоящего черного дерева, и это, в конце концов, начало получаться настолько превосходно, что уже почти нельзя было определить, о каком по качеству материале идет речь — о плохом черном дереве или об окрашенной древесине. Поэтому в двадцатых годах XVII века были выпущены многочисленные указы о досмотре, на основании которых каждая работа, исполненная из настоящего черного дерева, перед продажей маркировалась городской печатью со словом «черный».
Например, в исторических хронологиях, приводится следующий рецепт черной протравы для дерева. Кампешевого дерева 5 частей, воды 11 частей. Смесь кипятят, затем прибавляют азотно-железной соли (0,3 части) и выпаривают до густоты сиропа. Сушат в порошок, затем для окраски растворяют 1 часть порошка в 20 частях воды.
Существует простой, вплоть до наших дней часто применяемый рецепт, травления в черный цвет. В нем используется внешняя зеленая кожура скорлупы грецких орехов. Когда эту высушенную кожуру кипятят в «хорошей щелочи» (поташе), то намазанное этим раствором ореховое дерево приобретает черный цвет. При более слабых растворах, а также для светлого дерева получается коричневой цвет.
Кора ольхи, как и кора большинства других пород дерева (дуб, сосна, ель, вяз), содержит много дубильной кислоты, которая образует с мелкими частицами железа в железных опилках черную краску. Если к раствору железных опилок в уксусе добавить еще и дубильную кислоту или использовать древесину, содержащую дубильную кислоту, например дуб, то получается интенсивная черная окраска. Только взаимодействие с дубильной кислотой дает глубокий черный тон, сам по себе раствор железа имеет лишь слабую окрашивающую способность, и в нем дерево выглядит серо-коричневым.
Существуют варианты травления дерева в красный, желтый, коричневый, зеленый и – даже! – голубой цвет.
Кстати, последующая обработка древесины после травления в указаниях по технологии этого процесса упоминается только мельком. Вместо этого целые главы и манускрипты содержат многочисленные рецепты лаков и мебельных политур. Общеизвестно лишь, что окрашенные образцы дерева должны быть предварительно навощены. Существовали рекомендации так же полировать протравленное дерево древесным маслом или воском либо обработать его льняным маслом. Аналогично, существовали и требования нанесения воска или олифы.
Есть информация, что, уже с самого начала, английские краснодеревщики покрывали свои работы после протравы олифами. Например, в работе Столкера от 1688 года упоминается олифа «сидлак» (шеллак), которую следует наполировывать.
В России краски и пигменты использовались еще с глубокой древности. Первоначально это относилось, большей частью, к иконописи, а позднее — и к живописи. В книгах 17-18 вв. даются различные рецепты красителей для живописи, которые применялись и для окраски дерева.
Интересен, например, рецепт окраски липы в зеленый цвет. В дереве делают отверстие, в которое наливают спирт, закрывают пробкой и ставят в горячую печь. Дерево через некоторое время приобретает зеленый цвет.
Для окраски в черный цвет, чернильные орешки растворяют в речной воде с добавлением рейнского уксуса и варят в течение часа.
Для цвета красного дерева материал держат в квасцовой воде, а затем кипятят в растворе извести «кипелки» и опилок красного сандала.
В 1769 году, была издана книга «Открытие сокровенных художеств…», где даются рецепты окраски тканей и дерева, причем основными красителями являются дерево фернамбук, желтый и синий сандал, ягоды крушины, чернильные орешки, зеленая ореховая скорлупа. Кстати, в одном из номеров технического журнала, издаваемого в начале 19 в., было опубликовано более тридцати статей о различных красителях, которые использовались для приготовления «домашних красок».
Таким образом, красители в те времена были такими же, что и у европейских мастеров. Характерным для русского рынка того времени стало изобилие новых красок с чрезвычайная пестротой их названий. Однако, переход к промышленному производству мебели привел к утрате не только эмоциональной выразительности, свойственной изделиям старых мастеров, но и постепенной утере оригинальной рецептуры и технологии отделки дерева.